Судьбу детской литературы обсудили на круглом столе издательства "Росмэн"
12 марта 2012 года

Проблемы и возможности развития детской литературы обсудили участники круглого стола "Новые дети - старые книги: куда идет литература?", который прошел во вторник в культурном центре "Дом на Патриарших", - передает корреспондент .

"Современный ребенок хочет больше информации, но ему нужны новые современные форматы и герои, тогда книга дойдет", - уверен один из участников круглого стола, режиссер и креативный продюсер компании Walt Disney Владимир Грамматиков.

По его мнению, дети школьного возраста любят книги в тех семьях, где им читают родители и, главное, бабушки и дедушки.

Однако, согласно данным российских исследователей книжного рынка, приведенным гендиректором "Росмэн" Борисом Кузнецовым, привычка читать дома детям в 70-х годах ХХ века была в 70% советских семей, а сегодня - всего 7% родителей регулярно читают дома своим чадам. И как итог - тотальное падение интереса к чтению у современных детей в России.

По его словам, главной проблемой сегодня является отсутствие современной отечественной литературы для детей.

"Современных авторов в России мало, новых почти нет, нет новых героев. Если посмотрим на книжные полки в магазинах, то 80% придется на классику, и всего 20% на современную литературу, причем всего четверть современной литературы будут составлять российские авторы", - пояснил Кузнецов. По его мнению, причины этого комплексные: трусливость издателей и распространителей, непросвещенность родителей, малочисленность писателей.

Другой участник дискуссии, детский писатель Андрей Усачев, уверен, что советская детская литература была сильна главным образом поэзией. "В прозе мы были слабы, все наши хиты - Буратино, Хоттабыч, Незнайка - вторичны. Мы не создали традиции новой современной сказки", - отметил он.

По мнению писателя, детских авторов в России меньше не стало: их не много, но их и было мало. Во многом, по словам Усачева, ситуацию могло бы исправить включение детских авторов в киноиндустрию, но российский писатель от кино устранен. Он также добавил, что не столь важно, будет современный ребенок читать на iPad или традиционную бумажную книжку, главное, чтобы он читал.

Усачев поделился историей о том, как англичане повысили уровень чтения в стране: послали в тюрьмы книги и предложили заключенным начитать аудио-книги для семьи - дети с удовольствием слушали голоса родных.

В заключение дискуссии ее участники сказали, что государственная помощь могла бы исправить ситуацию, но они не верят в то, что государство может сыграть позитивную роль.