РИФ-2011 не помог найти общий подход к легальному интернет-контенту
21 апреля 2011 года
Позиции операторов связи, интернет-компаний и правообладателей, связанные с распространением и правами на контент в интернете, так и не сблизились в среду на тематическом круглом столе Минкомсвязи, прошедшем в рамках конференции РИФ+КИБ 2011 при участии представителя - заместителя генерального директора агентства Михаила Сафронова.
Все заинтересованные стороны выступают за легальность контента, однако интернет-компании и операторы связи не желают отвечать за пользовательский контент. Стремительный рост потребления интернет-трафика не подлежит сомнению, но операторов связи не устраивает, что при падающей доходности их бизнеса все расходы на пропуск трафика несут только они.
ТРУДНОСТИ ОПЕРАТОРОВ
Президент Ростелекома Александр Провоторов вновь констатировал, что рост доходов оператора серьезно отстает от роста объема трафика, и оператору требуется постоянно наращивать расходы на расширение пропускной способности сети. "Операторы не должны расширять свою инфраструктуру бесконечно. Сейчас это становится экономически нецелесообразно", - заявил Провоторов.
Директор по работе с госорганами "Вымпелкома" Алексей Рокотян сказал, что есть только два пути окупить затраты на поддержку инфраструкуры - за счет контент-провайдеров и за счет пользователей, и Провоторов согласился с ним. Однако прямо заявить, что передаваемый трафик должны частично оплачивать интернет-компании, операторы не решились, ограничившись полунамеками.
В ответ на выступления операторов глава компании Яндекс Аркадий Волож рассказал о том, что доля доходов компании, идущая на поддержание инфраструктуры (CAPEX), выше как раз у интернет-компании, обеспечивающей хранение контента, а не у операторов. Операторы не возразили.
"Взимайте плату с пользователя, никто, кроме вас, этим не занимается", - сказал своим оппонентам Волож. Он напомнил операторам об бурном росте их бизнеса в прошлом десятилетии, заявив, что сейчас настала очередь интернет-компаний.
Операторы ищут различные бизнес-модели, которые бы позволили им сохранить прибыльность. Эти модели могут основываться на предоставлении дополнительных сервисов для абонентов, разнообразии тарифов и фильтрации "тяжелого" контента, возможность получать который на высокой скорости может, к примеру, стать VIP-услугой.
Кроме того, провайдеры готовы самостоятельно разрабатывать и предоставлять сторонним партнерам платформы для сервисов. Генеральный директор МГТС Сергей Иванов, чья компания намерена провести оптоволокно чуть ли не в каждую московскую квартиру, сказал: "Мы не хотим быть трубой. Мы будем развивать собственный контент и будем на нем зарабатывать".
БЕСПРАВНЫЕ АВТОРСКИЕ ПРАВА
По одну сторону баррикад операторы и интернет-компании оказались тогда, когда на круглом столе речь зашла об ответственности за загружаемый пользователями нелегальный контент.
Типичная позиция правообладателя состоит в том, что отслеживать и удалять пиратский контент со своих страниц должны сами интернет-ресурсы. Представители последних, напротив, предлагают владельцам прав на контент уведомлять онлайн-ресурсы, сообщая о месте размещения пиратского контента. Ничего нового РИФ не принес и в этот вопрос.
Генеральный директор Google-Russia Владимир Долгов, опираясь на опыт сервиса YouTube, заявил, что отследить контент невозможно. Представитель Google заодно напомнил музыкальным мейджорам об их лукавстве: по словам Долгова, за годы развития интернета их доходы вовсе не упали, а стремительно выросли.
Правообладатели снова указали поисковикам и контент-сервисам на то, что в результатах выдачи можно было бы отдавать приоритет легальному видео и музыке, введя для упрощения работы поисковой машины особую метку для такого контента.
Пользователи традиционно не хотят платить ни за что загружаемое из сети, и эту привычку переломить труднее всего.
Генеральный директор видеосервиса RuTube Михаил Ильичев привел результаты исследований его компании, согласно которым 81% интернет-пользователей останутся приверженцами пиратского контента, несмотря на известные опасности: заражение вирусом на пиратском ресурсе, вероятность преследования по закону из-за нарушения авторских прав, плохое качество контента. "Страшилки не помогают", - сказал Ильинский.
Он полагает, что спасением могут послужить бизнес-модели, основанные на рекламе. По приведенной им статистике, 58% людей смотрят нелегальный фильмы потому, что они бесплатны, но 83% опрошенных не имеют ничего против рекламы в контенте. Ильинский признает, что важным фактором является то, что пиратские версии фильмов становятся доступными раньше, чем их официальные релизы на дисках или в сети. Однако 76% опрошенных готовы частично или полностью оплачивать контент, если он становится доступным в течение месяца после проката.
Практика разноса во времени проката фильма и выпуска его на DVD является распространенной среди правообладателей. Кроме того, нередко фильмы, музыкальные альбомы или компьютерные игры появляются в разное время в разных странах. Тем самым, правообладатели, придумавшие такие правила еще в эпоху слабого проникновения интернета, сами играют на руку пиратам, обогащая их.
По данным компании "Веб контроль", которая специализируется на защите интеллектуальной собственности в интернете, ежегодно пиратские сайты в рунете зарабатывают 1,5 миллиарда рублей. К концу 2011 года количество пользователей, которые смотрят видео онлайн, достигнет 16 миллионов.
Как заявил присутствовавший на круглом столе глава Минкомсвязи Игорь Щеголев, правообладатели не должны мерить технологии лекалами прошлого века, а искомая бизнес-модель для распространения контента в интернете должна быть удобной и не разорительной для пользователя.
CREATIVE COMMONS КАК ВЫХОД ДЛЯ ПРАВООБЛАДАТЕЛЕЙ
Многие из собравшихся на круглом столе вспомнили о том, что лицензирование контента для интернета сложно и в недостаточной степени поддержано законодательно.
По мнению нескольких экспертов, было бы проще, если бы исключительные права, которые, по обыкновению, за собой почти всегда хотят оставить музыкальные лейблы и гиганты киноиндустрии, были бы заменены лицензиями Creative Commons (СС), подразумевающие разнообразные, но менее жесткие ограничения на использование контента.
По мнению заместителя генерального директора Михаила Сафронова, выступившего на круглом столе, лицензии СС являются одним из примеров развития правого режима и при использовании авторских материалов в СМИ. Сейчас нет сложившейся практики, позволяющей среди новостных сообщений выделять объекты авторского права.
По словам Сафронова, в настоящий момент изучает правовые нормы и экономические возможности распространения на часть принадлежащего агентству контента режима свободного использования.