Москвичи не торопятся покупать "народные гаражи", сетуя на ненародные цены
18 февраля 2011 года

Меньше 1% московских автомобилистов - чуть больше 21 тысячи человек - с начала реализации программы "Народный гараж" в столице решились на приобретение экономичных машиномест - автолюбители недовольны ценой, которую им предлагают заплатить за бетон и воздух над ним, и считают, что функционал парковок нуждается в совершенствовании.

Режиссеру Эльдару Рязанову после знаменитого фильма "Гараж" с участием десятка известных советских актеров впору снимать новый фильм - "Народный гараж". Только теперь в закрытой комнате должны собраться не собственники гаражных боксов, а идеологи действующей программы, чтобы обсудить, как же сделать так, чтобы "народные" паркинги, которые многие горожане уже давно прозвали "антинародными", стали популярны среди москвичей.

Корреспондент решил расспросить экспертов и пользователей нескольких социальных сетей, что они думают о программе "Народный гараж".

Как оказалось, и в реальной жизни, и в Рунете трудно найти не только покупателей подобных машиномест, но и просто их сторонников.

НЕПОЗВОЛИТЕЛЬНАЯ РОСКОШЬ

Первое, что вызывает недовольство виртуальных собеседников агентства, это цена "народных гаражей".

"Ну какой нормальный человек будет покупать это за такие деньги? Стоимость квадратного метра получается как стоимость квадратного метра в квартире, но только здесь без коммуникаций", - сетует лидер движения автомобилистов "Свобода выбора" Вячеслав Лысаков.

Абсурдной ситуацию, когда больше чем за 10 тысяч долларов людям предлагают купить простой прямоугольник на асфальте и воздух над ним, считают и многие простые автолюбители.

"Народный гараж" можно купить только от очень большой безысходности. Слишком дорого за машиноместо без стен, которое будет заливать дождем, засыпать снегом, а это значит лед на подъемах на этажи и так далее", - отмечает ландшафтный дизайнер Людмила.

В свою очередь Сергей, работающий в сфере IT, полагает, что для владельцев относительно недорогих автомобилей гораздо разумнее предпочесть приобретению такого паркинга покупку машины классом выше, а "лишние" деньги, если они останутся, потратить на хорошую страховку.

"Стоимость машиноместа в "народном гараже" - 350 тысяч рублей. Стоимость моей машины на данный момент - около 180 тысяч рублей. В результате покупка места в таком паркинге экономически нецелесообразна", - подсчитывает собеседник .

По мнению автовладельцев, городская программа строительства экономных паркингов должна предполагать возведение не каркасных сооружений, а теплых охраняемых гаражей с ямой и электричеством.

"Самое важное для меня в силу некоторых конструктивных особенностей моего жилья - это то, что я храню в закрытом гараже колеса от машины, велосипед, надувную лодку, палатку, лыжи и еще много всяких мелочей достаточно большого размера, которые не позволяют вместить в себя типовые квартиры", - рассказывает автовладелец Елена Алексеева. В "народном гараже", констатирует она, все перечисленное хранить не получится.

ПЛОЩАДКИ НА ЗАДВОРКАХ СТОЛИЦЫ

По словам многих пользователей социальных сетей, от покупки "народных гаражей" их отталкивает и то, что они находятся не в шаговой доступности и добираться до них приходится, что называется, "на собаках".

"Один "народный гараж" есть в районе, но он слишком далеко от дома, стоит дорого и ничего положительного не дает. Стен никаких нет, коммуналку платить нужно, добираться пешком до него минут 30 минимум, а общественный транспорт туда не ходит. И в чем его народность?", - задается вопросом Алексей, еще один айтишник среди собеседников агентства.

С тем, что его "народный" паркинг построили далеко от жилых домов, столкнулся и программист Максим.

"Какой смысл тогда машину иметь? Может быть, для тех, кто раз в год куда-то выезжает и есть смысл иметь место в таком гараже. А вот наземная охраняемая стоянка в двух минутах ходьбы пешком от дома была бы удобнее. За это я готов был бы платить", - подчеркивает он.

Кстати, идея с наземной оплачиваемой парковкой нравится даже известным автолюбителям. Так, радиоведущий Сергей Стиллавин признается, что ему и в голову не приходит мысль о покупке машиноместа в "народном гараже".

"Я вот плачу 1,5 тысячи рублей за парковку в месяц, и там тоже есть такая же охрана. Меня несколько смущает программа "Народный гараж" в плане ценообразования, если мне приходится платить за такую стоянку 350 тысяч рублей, да еще и потом по нескольку тысяч рублей в месяц", - говорит шоумен.

Таким образом, что действующая же программа, делает вывод Лысаков, направлена не на улучшение качества жизни автомобилистов и всех москвичей, а на "повышение дивидендов чиновников".

"Это не решение проблем парковки во дворах. Сносят гаражи и уже имеющиеся ракушки для того, чтобы построить эти "антинародные гаражи". Выкручивают людям руки, чтобы заставить покупать места в этих комплексах, но ведь никаких дополнительных гаражей не появляется. Меняют шило на мыло", - обращает внимание лидер движения "Свобода выбора".

Кстати, замечания по тому, как реализуется программа "Народный гараж" в Москве, у аудиторов Контрольно-счетной палаты (КСП), проверивших эффективность планирования и использование бюджетных средств на строительство гаражей-стоянок в городе в период 2008-2009 годов и первого полугодия 2010 года, похожи на претензии столичных автомобилистов. Например, среди недостатков, найденных при проверке программы, аудитор КСП Виктор Фабисович называет трудности, связанные с отсутствием спроса на места в гаражах, расположенных вне зоны шаговой доступности, и формальным подбором префектурами административных округов земельных участков под строительство.

ВЛАСТИ НЕ ВИДЯТ ПРОБЛЕМЫ

Впрочем, у представителей городских властей свое мнение. Например, генеральный директор ГУП Москвы "Дирекция гаражного строительства" (занимается реализацией программы "Народный гараж") Анатолий Мишанов отнюдь не готов признать, что программа не состоялась.

Более того, подчеркивает он, "Народный гараж" не только не провалился, но и, наоборот, является единственной действующей по строительству паркингов в Москве, с помощью которой удалось построить такое количество машиномест.

Так, по его информации, в настоящий момент из 301 гаража, находящегося "в работе" по программе "Народный гараж", построено 92, а реально функционирует уже 24. Оставшиеся 125 находятся на разных стадиях реализации проекта, которые выполняются до выхода на стройплощадку.

При этом Мишанов не согласен с позицией автовладельцев, указывающих на дороговизну машиномест, продающихся по программе, однако признает, что некоторые "народные гаражи" действительно неудобно расположены.

"Цена в 350 тысяч рублей - льготная. Любой коммерческий гараж в два раза дороже. Я не видел дешевле 600 тысяч за одно место. Что касается расположения, то стоит признать, что около 20 гаражей действительно расположены неудачно, так как их строили в местах предполагаемой застройки. Например, в Щербинке построили семь гаражей с расчетом на будущее", - уточняет он.

В известной степени доводы Мишанова подтверждаются результатами торгов СГУП по продаже имущества Москвы, который на аукционах на этой неделе реализовывал машиноместа отнюдь не в центре города по цене от 500 до 900 тысяч рублей.

Глава "Дирекции гаражного строительства" обещает, что строительство экономичных паркингов в городе не прекратится - "Народный гараж" станет составной частью новой программы гаражного освоения города Москвы на 2012-2016 годы, и основные принципы старой программы в новой сохранятся.

"Иными словами, можно сказать, что программа "Народный гараж" будет продолжена еще на пять лет", - резюмирует он.

РАССТАНОВКА ПРИОРИТЕТОВ

Получается, что благая инициатива московских властей по решению проблем с паркингами в городе не нашла повсеместной поддержки со стороны московских автолюбителей. Да, считают они, строящиеся "народные гаражи" лучше торговых центров, однако предлагаемые парковки не устраивают их ни по ценовому фактору, ни по своему функционалу.

Научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин ситуацию со строительством "народных гаражей" в столице характеризует как типичное воплощение принципа "хотели как лучше, а получилось как всегда".

По его словам, в Москве наблюдается "совершенно грандиозный дефицит гаражных мест", и правительство с помощью этой программы пыталось решить проблему с паркингами, "так что намерения были благие".

"Но мы так всегда уплотняли наши районы, что стали отводить земли под "народные гаражи" в тех местах, где сегодня их строительство вызывает громадный протест, например, под окнами жилых домов, либо на отшибе, где сегодня никто машиноместа не покупает", - добавляет Блинкин.

Он категорически не соглашается с тем, что "Народный гараж" как программу нужно продлить без пересмотра, предполагая, что лишь доработка программы позволит получить положительные результаты при ее реализации.

"Я думаю, что если старым властям эта программа нравилась, то новые власти должны пересмотреть ее. В чем ее успешность? В непроданных местах? Или, может, что-то сдвинулось по поводу парковок на газонах в наших дворах? Нет, ничего же этого нет. Сдвиги, может, и есть в каких-то районах, но их немного", - заключает эксперт.

Средний размер машиноместа в "народном гараже", как рассказала оператор горячей линии по вопросам реализации программы по строительству подобных паркингов, колеблется от 11 до 20 квадратных метров - в зависимости от проекта здания парковки и размера машины автолюбителя. Следовательно, один "квадрат" в экономичном паркинге стоит от 17,5 тысячи рублей до 32 тысяч. Это, конечно, не цена московского жилья, но за такие деньги, по данным компании "Миэль", вполне можно купить квартиру в подмосковных Рошале, Шатуре, Ногинске, Кашире, Волоколамске, Серпухове. Так что или столичным автомобилистам, привыкшим считать "железных коней" самым обычным средством передвижения, которое не нуждается в воздухе по цене подмосковного жилья, нужно менять приоритеты, или мэрии Москвы необходимо задуматься о снижении стоимости "народных гаражей" и изменении их характеристик.