Ограничение движения грузовиков в Москве увеличит расходы ритейлеров на 70% - РАТЭК
17 ноября 2010 года
При ограничении движения крупнотоннажного транспорта по МКАД и внутри его транспортные расходы участников рынка электроники и бытовой компьютерной техники вырастут на 70%, к такому выводу пришли специалисты Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК), проанализировав возможные последствия от введения ограничений на проезд грузового транспорта по Московскому региону.
В конце сентября 2010 года Департамент транспорта и связи города Москвы внес на рассмотрение правительства Москвы проект об ограничении движения в дневное время по МКАД автомобилей грузоподъемностью более 1,5 тонны. Постановлением предусматривается введение с 15 января 2011 года запрета на передвижение с 7.00 до 22.00.
По мнению РАТЭК, при ограничении движения крупнотоннажного транспорта только внутри города от МКАД затраты вырастут на 35%, а платный въезд в пределы Садового кольца заставит увеличить себестоимость доставки на величину стоимости проезда - на 30-50%.
Также в аналитической записке РАТЭК отмечается, что 25% магазинов в Москве не смогут снабжаться ночью, так как находятся в жилом секторе. При этом для организации ночного приема товаров в магазине потребуется дополнительный персонал, затраты ориентировочно вырастут на 1,8 миллиона рублей на каждый магазин в месяц.
"Для магазинов, расположенных в торговых центрах, необходимо будет договариваться с администрацией ТЦ работать ночью - затраты оценить трудно, но ставки аренды повысятся", - считают специалисты ассоциации. Подчеркивается, что если ограничения будут наложены на весь тип грузового транспорта - компании не смогут возить холодильники высотой более двух метров, так как возить лежа их нельзя по условиям эксплуатации и с целью недопущения разлива озоносодержащих веществ, находящихся в приборе.
По оценке РАТЭК, в структуре доставки товаров по Московскому региону на доставку крупнотоннажным автотранспортом (20 тонн) приходится 45%, среднетоннажным транспортом (3-10 тонн) - 25%, малотоннажным транспортом (1-3 тонны) - 35%.
По времени суток 35% приходится на доставку клиентам в пределах МКАД, осуществляющим свою работу только в дневное время, 10% - в пределах МКАД работающим круглосуточно, 15% - клиентам за пределами МКАД и осуществляющим свою работу только в дневное время, 40% - за пределами МКАД и работающим круглосуточно.
Самые крупные потребители - производители и крупные дистрибуторы продуктов питания и бытовой техники. "Данные компании используют в основном крупнотоннажный транспорт, работающий в круглосуточном режиме, и дневной мораторий приведет к остановке процессов приемки-отгрузки на данных предприятиях (внутренние территории предприятий не предназначены для отстоя транспорта)", - говорится в аналитической записке.
Вторые по величине потребители - это средние дистрибуторы товаров народного потребления, сетевые и розничные магазины. Данная группа работает в большинстве своем только в дневное время и перевод работы на круглосуточный режим приведет к росту фонда заработной платы группы, связанной с логистикой, в разы, так как вместо одной смены на складе придется организовывать четыре смены работающих в суточном режиме.
Так же специалисты РАТЭК отмечают, что введение запрета на дневные перевозки резко снизит оборачиваемость склада, так как достаточно большой объем вопросов, связанных с отгрузками и приемкой товара, решить в ночное время не удастся и этот процесс придется переносить на следующие сутки. При этом в ряде компаний будет невозможна ночная приемка в силу их физического расположения (магазины-склады, расположенные в жилых домах).
Третья группа потребителей - это небольшие компании, использующие в своей работе малотоннажный транспорт, осуществляющие, в том числе и доставку заказов физическим лицам (мебель, окна, бытовая техника), которая в ночное время осуществляться полностью не может.
Полный запрет на дневные перевозки в транспортных компаниях приведет к увеличению фонда заработной платы на 100% (все службы придется дублировать на ночной режим работы, придется привлекать по несколько водителей на машину). При распределении 20 тонн с автопоезда на малотоннажный транспорт и доставке продукции до заказчика стоимость доставки вырастет в 7,5 раза: 14 машин по 3,2 тысячи рублей обойдутся в 44,8 тысячи рублей вместо 6 тысяч. Помимо этого, как подчеркивается в аналитической записке, 14 малотоннажных машин создадут не меньше, а значительно больше проблем на дороге, чем один автопоезд.
В Москве с 2004 года уже действуют ограничения на въезд в центр для грузовиков в дневное время. Машинам с грузоподъемностью выше одной тонны было разрешено появляться днем в пределах Садового и Третьего транспортного колец только при наличии специальных пропусков. Однако специалисты не раз заявляли о том, что система пропусков является неработоспособной из-за коррупции и человеческого фактора.