История чемпионата "Формулы-1"
11 ноября 2010 года
Производитель эксклюзивных гоночных автомобилей, недавно созданная российская компания Marussia Motors, приобрела значительный пакет акций Virgin Racing, чтобы на ее базе создать российскую команду "Формулы-1".
Ниже приводится справочная информация.
"Формула-1" (или Formula One) - мировой чемпионат кольцевых гонок на автомобилях без крыльев с открытыми колесами. Гонки автомобилей "Формула-1" - одни из самых популярных, высокотехнологичных и дорогих. Каждый год проходит чемпионат мира "Формулы-1", который состоит из отдельных этапов - Гран-при. В "Формуле-1" конкурируют как пилоты - в индивидуальном зачете, так и команды - в командном зачете. Пилоты борются за звание чемпиона мира, команды - за Кубок конструкторов. На соревнованиях команды используют свои собственные гоночные машины.
Предпосылки для возникновения гонок "Формулы-1" появились в 20-30-е годы двадцатого столетия на чемпионатах Гран-при Европы. Перед Второй мировой войной организациями, принимающими участие в Гран-при, был сформулирован первый регламент проведения чемпионата. Планировалось, что он начнет действовать в 1941 году, но начавшаяся война помешала этим планам осуществиться.
В 1946 году образованная Международная автомобильная федерация (FIA) представила окончательно сформированные правила "Формулы-1", которые вступили в силу в 1947 году. Именно 1947 год принято считать началом эры "Королевских автогонок - Формула 1". С этого года начали проводиться соревнования в классе "Формула А", который предусматривал рабочий объем атмосферных двигателей 4500 кубических см, а оснащенных компрессором - 1500 кубических см. Этот класс и стал прародителем первой "Формулы". Решение о проведении чемпионатов мира по автогонкам в классе "Формула-1" было принято FIA в 1949 году по инициативе делегата от Италии Антонио Бривио Сфорца.
Требования к автомобилям из класса "Формула А" позволяли принимать участие в гонках автомобилям довоенной разработки, таким, как Alfa Romeo-158 или Maserati-4CL.
Система начисления очков была прямо противоположна той, что использовалась в чемпионатах мира среди автомобильных фирм в 1925-1927 годах и чемпионатах Европы в 1935-1939 годах. Там использовалась система штрафных очков, и задачей участников было набрать их как можно меньше, а по регламенту "Формулы-1" очки в чемпионате начислялись за места на финише с первого по пятое по следующей схеме: 8-6-4-3-2; еще одно очко присуждалось за лучший круг в гонке. Чемпионом становился гонщик, набравший наибольшее количество очков.
Первый чемпионат мира стартовал 13 мая 1950 года гонкой на Гран-при Великобритании на трассе Сильверстоун. Затем были этапы в Монако, Индианаполисе, Швейцарии и Франции. Чемпионат закончился Гран-при Италии в Монце.
Первым чемпионом мира в классе "Формула-1" стал итальянец Джузеппе Фарина из команды "Альфа Ромео". Он ненамного опередил своего партнера по команде аргентинца Хуана-Мануэля Фанхио, который в следующие семь лет пять раз становился чемпионом мира. Фанхио запомнился как один из величайших гонщиков "Формулы-1" и долгое время был рекордсменом по числу чемпионских титулов.
Начиная с 1958 года в "Формуле-1" началась эпоха англоговорящих гонщиков: вплоть до 1969 года чемпионами становились британцы Майк Хоторн, Грэм Хилл, Джимми Кларк, Джон Сертис и Джеки Стюарт, австралиец Джек Брэбэм, новозеландец Дэнни Хьюм и американец Фил Хилл.
В 1962 году команда "Лотус", одна из ведущих команд "Формулы-1" в 1960-е и 1970-е годы, впервые использовала в конструкции автомобилей монокок, заимствовав такую конструкцию из авиационной промышленности. В 1968 году "Лотус" выступил с еще одной инновацией, раскрасив свои болиды наклейками компании "Империал Тобакко". Это положило начало спонсорству в "Формуле-1", которое превратило гоночные машины в передвижные рекламные щиты. Вошли в традицию и обязательные пресс-конференции гонщиков.
Начиная с 1966 года в автомобилях "Формулы-1" стали использовать достижения аэродинамики: из задней подвески над двигателем выросли антикрылья, увеличивающие главным образом прижимную силу в поворотах.
В конце 1970-х годов "Лотус" впервые применил граунд-эффект (англ. ground effect), который сильно увеличивал прижимную силу за счет разреженного воздуха под днищем болида. Это позволяло пилотам проходить повороты намного быстрее. Вскоре все команды перешли на его использование. В 1983 году граунд-эффект был запрещен FIA ввиду борьбы с ростом скоростей.
Эра турбомоторов наступила в 1980-е годы. Первый двигатель с турбонаддувом был применен командой "Рено" в 1977 году. К 1987 году мощность моторов превышала 1000 лошадиных сил, что и по сей день является рекордом для автомобилей с открытыми колесами. В целях снижения скоростей в 1984 году FIA ограничила размер топливного бака. В 1988 году было введено ограничение на допустимое давление наддува, а год спустя турбодвигатели вообще были запрещены.
Первый Договор согласия - документ, регламентирующий отношения между командами "Формулы-1" и FIA, был подписан в 1981 году. Согласно Договору, все права на телевизионные трансляции гонок "Формулы-1" были переданы новообразованной компании "Управление и развитие "Формулы-1", директором которой стал Берни Экклстоун. Эта же компания распределяла доходы от трансляций. Второй и третий Договоры согласия были заключены в 1992 и 1997 годах.
В начале 1990-х годов команды начали широко использовать электронику в конструкции болидов. Она применялась, прежде всего, для рулевого усиления, системы управления тягой, полуавтоматической коробки передач, системы активной подвески. В результате расцвета электроники, все больше функций по управлению болидом брал на себя компьютер, уменьшая тем самым значение пилота. В 1994 году FIA запретила многие из электронных нововведений.
В конце XX столетия стремительный прогресс технологий и приход крупных автопроизводителей в "Формулу-1" привели к огромному росту затрат: бюджет некоторых команд составлял несколько сотен миллионов долларов в год. Это привело к тому, что многие команды покинули чемпионат из-за нехватки средств для конкуренции с лидерами чемпионата.
Начало XXI века в "Формуле-1" прошло под безусловным доминированием команды "Феррари": с 2000 по 2004 год пилот "Феррари" Михаэль Шумахер выиграл все чемпионские титулы, а сама команда завоевала Кубок конструкторов. На данный момент Шумахер является семикратным чемпионом (он взял еще два титула в 1994 и 1995 годах, выступая за команду "Бенеттон"). Ему же принадлежит множество других рекордов в "Формуле-1".
Начало 2000-х гг. было ознаменовано частыми изменениями регламента гонок. В частности, формат квалификации менялся с 2002 года четырежды. Наиболее значимые перемены произошли перед сезоном 2005 года: моторы болидов должны были иметь ресурс, достаточный для проведения двух Гран-при (включая свободные заезды), по ходу гонки запрещалась смена резины, квалификация проходила с баками, заправленными на первую часть гонки. Все эти изменения были связаны с попыткой уменьшить скорости (в целях безопасности) с одной стороны и увеличить количество обгонов по ходу гонки (для повышения интереса болельщиков) с другой.
Начиная с сезона 2006 года вступило в действие одно из самых значимых изменений в правилах: отказ от десятицилиндровых моторов объемом в 3 литра, которые использовались в "Формуле-1" с 1995 года в пользу восьмицилиндровых с объемом в 2,4 литра.
В чемпионате мира "Формулы-1" за всю ее историю выступало всего пять женщин-пилотов: Мария Тереза де Филлипс, Лелла Ломбарди, Галика Дивина, Дезире Уилсон, Джованна Амати. Все они не смогли добиться каких-либо значимых успехов.
Первым российским гонщиком в "Формуле-1" стал Виталий Петров, который дебютировал в мировом чемпионате в 2010 году. Он выступает за команду "Рено".