Минкомсвязь не поддержала идеи "Почты России" о финансировании модернизации
14 октября 2011 года

Министерство связи и массовых коммуникаций РФ (Минкомсвязь) и ФГУП "Почта России" разошлись во мнениях в вопросе финансирования модернизации почтового предприятия - руководство предприятия просит увеличить финансирование, в министерстве призывают находить неординарные решения.

В ходе заседания правительственной комиссии по федеральной связи замгендиректора "Почты России" Денис Чуйко посетовал на недостаточность собственных средств предприятия для масштабной модернизации инфраструктуры и отсутствие софинансирования со стороны государства.

"К сожалению, возможности предприятия ограничены, и мы не сможем выполнить этот объем за счет собственных средств и заемных, потому что состояние предприятия не предполагает такого большого объема заимствований. Поэтому вопрос о выполнении программы в полной мере напрямую связан с вопросом о финансировании. Мы в состоянии потянуть не более половины этой программы", - сказал Чуйко.

Он добавил, что несколько лет обсуждаемую ведомствами программу модернизации "Почты" объемом более 100 миллиардов рублей, предусматривающую паритетное финансирование со стороны "Почты России" и госбюджета, не согласовал Минфин.

НА ЧТО НУЖНЫ ДЕНЬГИ

В рамках модернизации почтовому предприятию необходимо решить множество задач. Один из наиболее крупных проектов - создание сети автоматизированных сортировочных центров (АСЦ). На сегодня функционирует два таких центра (в Москве и Санкт-Петербурге), до конца 2013 года планируется построить еще восемь (в Новосибирске, Ростове-на-Дону, Минеральных Водах, Екатеринбурге, Владивостоке, Казани, Самаре и Нижнем Новгороде).

Средства необходимы и для реконструкции почтовых отделений. На сегодняшний день, по словам Чуйко, ремонта требуют 20 тысяч отделений (из 42 тысяч), 2 тысячи находятся в аварийном состоянии. "В 2012 году мы реконструируем чуть меньше 1 тысячи отделений, но с такими темпами на реконструкцию всех отделений уйдет лет 40", - признает замглавы "Почты России".

По его словам, автопарк предприятия, насчитывающий 18,5 тысячи машин, выработал свой ресурс на 60%. Предприятию ежегодно необходимо закупать 3,7 тысячи автомобилей, но оно может себе позволить приобретать не более 1,5 тысяч машин.

Кроме того, из 757 имеющихся у "Почты России" железнодорожных вагонов 681 - устаревший, и не может быть включен в состав скорых поездов, что увеличивает сроки доставки отправлений.

"Почте России" также необходимо модернизировать IT-инфраструктуру, чтобы обеспечить каналами связи все основные почтовые отделения, централизовать ресурсы, следить за качеством прохождения корреспонденции, денежных переводов т.д.

"Повышение надежности, расширение функционала отделений почтовой связи, повышение безопасности передаваемых данных, создание единой корпоративной системы - все это возможно только при серьезном развитии IT-инфраструктуры предприятия. Мы понимаем, что достичь уровня крупнейших западных почт по IT-обеспечению - очень тяжелая задача, и никто только силами самого предприятия ее не решал, если это не сугубо коммерческая почта", - отметил Чуйко.

ДРУГИЕ ЗАБОТЫ

Среди других проблем "Почты" Чуйко назвал недостаточную квалификацию персонала, его старение, избыточность почтовых отделений в сельской местности ("Почта" считает лишними 11,5 тысячи отделений) и их недостаток в городах, перекрестное субсидирование, которое лишь "позволяет затыкать дыры, а не направлять средства на развитие".

Он также указал на то, что государство не в полной мере выполняет свои обязательства по субсидированию убыточных услуг. "У нас есть отделения на Крайнем Севере, мы получаем порядка 9% компенсаций затрат на их содержание. Закрывать их не можем. Нам надо понять: в какую сторону идти? Хотя бы тенденцию уловить. Но тенденции нет", - сказал Чуйко.

ТРИ ПУТИ

По словам замглавы предприятия, "Почта России" видит три основных пути выхода из сложившейся ситуации.

Первый путь - это господдержка, выделение средств на модернизацию и полноценное субсидирование всех услуг, которые подлежат субсидированию.

Второй путь - привлечение капитала после акционирования "Почты России" путем либо продажи неконтрольного пакета предприятия частным инвесторам, либо выделения "дочек", которые бы вели отдельные направления деятельности, и продажа неконтрольных пакетов в них.

Третий вариант - разрешить "Почте России" закрыть примерно 15 тысяч отделений почтовой связи, чтобы фактически привести в соответствие с нормативами, которые существуют в законодательных актах, и высвободившиеся ресурсы направить на повышение мотивации сотрудников и развитие сети.

НУЖНЫ НЕОРДИНАРНЫЕ РЕШЕНИЯ

Выслушав доклад Чуйко, замглавы Минкомсвязи Наум Мардер выступил с критикой высказанных "Почтой" предложений, а также качества услуг почтового предприятия.

"Нельзя все перекладывать на государство", - заявил замминистра. Он рассказал, что недавно министерство проследило прохождение по Москве одного письма, отправленного Минкомсвязью.

"Его три раза ввозили в АСЦ. Какой АСЦ выдержит нагрузку такого рода? Можно придумывать все, что угодно, но если нет четкой системы логистики, и в этом направлении почта работает недостаточно активно, можно 10 раз возить, ни один АСЦ не будет справляться", - сказал Мардер.

Чуйко попытался объяснить причину этой ситуации, но чиновник не дал менеджеру такой возможности. "Наверное, это не надо объяснять. Это происходит, и этого достаточно", - сказал Мардер, прервав Чуйко.

Замминистра также не согласился с предложением "Почты" о сокращении числа почтовых отделений. "Мне думается, неправильно сокращать число почтовых отделений, потому что для нашей страны почта имеет не только коммерческое и технологическое значение - во многом это одна из государствообразующих структур", - полагает Мардер.

"Наша с вами задача - сделать почтовые отделения многофункциональными, где можно получить и государственные услуги в первую очередь. Мне кажется, в этом направлении "Почта" очень мало задумывается, вы избираете очень простой путь, прямолинейный, а для нашей страны нужны более неординарные решения - вряд ли на нас можно перетягивать зарубежное одеяло, в нашей стране должны быть свои решения", - добавил чиновник.

Потенциальную приватизацию "Почты" Мардер прокомментировал скептически. "Акции убыточного предприятия никто покупать не будет, сумасшедших нет. Если только ЦРУ захочет что-то узнать", - сказал замминистра. Чуйко дополнил его шутку, предложив еще один вариант покупки акций "Почты" - "по разнарядке".

Мардер при этом отметил также, что в ближайшее время в Госдуму планируется внести проект нового закона "О почтовой связи", в котором нет запрета на акционирование "Почты России".

Глава Минкомсвязи Игорь Щеголев при этом привел пример Финляндию, где форма собственности не мешает почтовому предприятию "открывать точки присутствия в тех местах, где есть большой поток клиентов, где будет достигнут оборот, и не обязательно при этом владеть площадями в собственности".