"ВЭБ Капитал" получил непрофильные активы на 6 млрд руб - Кудимов
29 марта 2011 года
Инвестбанк "ВЭБ Капитал", формирование которого завершает Внешэкономбанк (ВЭБ), получил на баланс непрофильные активы на 6 миллиардов рублей и проблемные кредиты санируемого Связь-банка на 92-93 миллиарда рублей, сообщил гендиректор компании Юрий Кудимов в интервью газете "Коммерсант", опубликованном во вторник.
"Мы получили практически все активы, которые предполагалось нам передать, на общую сумму около 6 миллиардов рублей. За исключением одного крупного актива, который формально пока не может быть нам передан, потому что не готова его оценка. Речь идет об ОАО "Терминал" (оператор терминала D в Шереметьево; ВЭБу принадлежит 22,18% акций. - "Коммерсант"). Это в основном те активы, которые были приобретены ВЭБом в ту пору, когда он еще не являлся корпорацией развития. Кроме того, часть активов передается нам в управление. Это стрессовые кредиты как самого ВЭБа, так и дочернего Связь-банка. Большая часть - это проблемные кредиты Связь-банка. Было принято решение, что они выкупаются на баланс ВЭБа, а далее передаются нам в управление", - сказал он.
Кудимов добавил, что номинальная стоимость проблемных и просроченных кредитов Связь-банка составляет около 92-93 миллиардов рублей, а оценочная "в разы меньше". По его словам, примерно половина этих кредитов относится к самой проблемной категории - это кредиты, по которым еще требуются решения суда с точки зрения прав ВЭБа на залог. "Там требуется серьезная юридическая работа. Это практически невозвратная часть, это деньги, уведенные через офшоры, которые даже сложно найти", - подчеркнул гендиректор.
Говоря о судьбе принадлежавших Связь-банку 9,8% акций "Ростелекома", которые перешли в собственность ВЭБа, Кудимов сообщил, что этот пакет не попал в управление "ВЭБ Капиталу", так как его не предполагается продавать.
"Пакеты акций в управление нам вообще не передаются, только на баланс, а в управление - проблемные кредиты. В этом-то это и есть основная цель нашего создания - освободить баланс ВЭБа от непрофильных активов. Найти на них покупателя или поменять один актив на какой-то другой, который может считаться для ВЭБа профильным", - пояснил гендиректор в интервью "Коммерсанту".
Глава "ВЭБ Капитала" сообщил также, что компания в настоящее время участвует в консультировании проекта по создани Почта-банка на базе Связь-банка. По его словам, ВЭБ и сам может справиться с созданием такого банка в партнерстве с "Почтой России" без участия третьей стороны.
"Не готов сказать, будет ли Почта-банк создан по той модели, которая была презентована правительству. А если уж совсем откровенно, я вообще считаю, что презентованная модель является очень теоретической. На самом деле, чтобы создать Почта-банк, для такой структуры, как ВЭБ, вообще не нужны партнеры. Чтобы начать бизнес, достаточно было договориться напрямую с ФГУП "Почта России", которое на этом этапе даже и акционировать не надо. Дальше просто на основе договоров аренды открывать офисы на площадях "Почты" и продавать финансовые услуги, в том числе и ее собственные. Плати аренду, делись прибылью с "Почтой", всем классно. И не надо ничего мудрить, искать каких-то партнеров с якобы уникальными IT-технологиями. Я не знаю ни одного банка у нас в России, у кого были бы IT-технологии, необходимые для создания Почтового банка. В конце концов можно пригласить в проект немецкий почтовый банк или японский, самые крупные специализированные почтовые банки в мире, у которых отработаны все продукты, технологии", - сказал Кудимов.
Он отметил также, что в настоящее время "ВЭБ Капитал" рассматривает возможность продажи "Новинского пассажа" в Москве (бывший актив банка "Глобэкс"). "Среди всех активов "ВЭБ-Инвеста" "Новинский пассаж" - один из самых доходных. Он реально приносит ежемесячные платежи, на которые реализуются другие проекты, содержится сам "ВЭБ-Инвест". Надо отдавать себе отчет в том, что, продав этот проект, ты лишаешься источника доходов. Но в то же время появляется возможность направить средства, полученные от продажи этого объекта, в другие проекты. Мы уже год с этой темой возимся и, наверное, больше склоняемся к варианту продажи "Новинского", чем к созданию фонда", - сообщил гендиректор.
По его словам, за счет средств от продажи "Новинского пассажа" планируется развивать девелоперский проект на территории часового завода "Слава", вся разрешительная документация на который получена.
Как подчеркнул Кудимов, "ВЭБ Капитал" готов предложить сделать в рамках проекта "показательный московский квартал", где упор был бы сделан не на элитное жилье, которое будет продаваться в течение 10-15 лет, а на жилье бизнес-класса и гостиничный комплекс. "И еще там нужна нормальная транспортная инфраструктура. Это тяжелый участок города: там же и железная дорога, и метро, и основная трасса, которая ведет от Шереметьево к Кремлю. Все это в новой концепции мы учитываем. Сейчас мы находимся на этапе оценки, каким образом и в понятные сроки (до трех лет, как мы предполагаем) сделать проект и его продать", - сказал он.
Говоря о судьбе ОАО "Терминал", обремененном долгами в 1 миллиард долларов, Кудимов сообщил, что "Терминалу" нужна правильная концепция развития, которая бы убедила ВЭБ в способности компании обслуживать свой долг, только после этого "можно будет рассмотреть идею конверсии части долга в акции, в результате чего ВЭБ (а в перспективе "ВЭБ Капитал") смог бы увеличить свой пакет". По его словам, это позволило бы "ВЭБ Капиталу" претендовать на большую долю в объединенном Шереметьево при слиянии ОАО "Терминал" с ОАО "Международный аэропорт Шереметьево", оператор терминалов B, F и E).
"Это та идея, которую мы сейчас обсуждаем на совете директоров "Терминала", куда я вхожу. Шереметьево может быть весьма перспективным проектом, особенно если туда пригласить кого-то из иностранных управляющих, который грамотно будет работать с арендаторами. Если все отладить, он будет нормально работать и обслуживать кредиты. А дальше можно провести IPO, в ходе которого продать свой пакет, или же продать его стратегическому инвестору", - сообщил он.
По его словам сценарий банкротства ОАО "Терминал" нецелесообразен, так как у компании есть все возможности обслуживать кредиты ВЭБа.
Глава "ВЭБ Капитала" назвал "информационным пробросом" информацию о возможном переезде "Аэрофлота" из "Шереметьево" в "Домодедово". Он также подтвердил, что в кредитном соглашении "Терминала" с ВЭБом есть пункт, согласно которому "Аэрофлот" дал гарантии, что 87% его пассажиропотока будет обслуживать "Терминал".
"Да, такое обременение есть. Но вообще-то это вопрос не "Аэрофлота" и не ВЭБа. Такого рода решения должны приниматься на уровне государства. Слава богу, у государства есть контрольный пакет "Аэрофлота", а ВЭБ кредитовал строительство терминала D исходя из тех задач, которые ставило перед ним правительство. Ну, я не знаю, кто возьмет на себя ответственность о переводе "Аэрофлота", если цена вопроса минимум $1 млрд. Не говоря уже о прямых затратах на переезд", - сказал Кудимов в интервью "Коммерсанту".