Автор утечек о спецслужбах США пытается скрыться за границей
11 июня 2013 года
Эдвард Сноуден, источник сенсационных утечек о деятельности спецслужб США по отслеживанию общения граждан, проснулся в понедельник мировой знаменитостью после того, как добровольно раскрыл свое имя. Теперь Сноуден пытается избежать участи Брэдли Мэннинга, которого судит военный трибунал по обвинению в помощи врагам США. Но если Мэннинг был схвачен вскоре после того, как передал информацию сайту Wikileaks, то Сноуден рассчитывает укрыться в Гонконге. Власти США пока не раскрывают свои дальнейшие шаги и пытаются минимизировать ущерб для имиджа и разведывательных возможностей Америки, нанесенный информацией Сноудена.
Британская газета Guardian сообщила ранее со ссылкой на имеющийся в ее распоряжении секретный ордер суда, что американской телекоммуникационной компании Verizon было предписано на протяжении трех месяцев ежедневно передавать властям США данные о звонках всех своих клиентов. Позднее конгрессмены, посвященные в детали программы, сообщили, что подобные трехмесячные ордеры выдаются на протяжении последних семи лет, а газета Wall Street Journal уточнила, что речь идет о получении данных о всех телефонах американских операторов и данных о транзакциях по кредитным картам. Газета Washington Post, в свою очередь, сообщила о существовании секретной программы PRISM, в рамках которой спецслужбы получают доступ к данным крупнейших мировых IT-компаний, включая Facebook, Apple, Google.
Белый дом и директор национальной разведки США Джеймс Клэппер осудили действия журналистов, отметив, что утечки угрожают нацбезопасности.
ДИССИДЕНТ-РАЗВЕДЧИК
Эдвард Сноуден, которому 29 лет, отрекомендовался журналистам как бывший сотрудник ЦРУ, который также работал по контракту с Агентством национальной безопасности (АНБ) над рядом технических проектов. В последнее время он был сотрудником консалтинговой фирмы Booz Allen на Гавайях и работал над проектами АНБ. Сноуден, по собственному признанию, бежал в Гонконг несколько недель назад, незадолго до того, как передал информацию в прессу о сверхсекретных программах американских спецслужб по наблюдению за электронными коммуникациями. Независимого подтверждения этой информации нет.
"Я понимаю, что меня заставят страдать за мои действия, и что передача этой информации обществу будет моим концом", - заявил Сноуден в мае журналистам, которые общались с ним. Однако, по его словам, возможность рассказать людям о том, что за ними следят, стоит того. Сноуден подчеркивает, что давал утечки по принципиальным соображениям, а не для того, чтобы нанести ущерб своей стране: "Я не хочу жить в обществе, которое занимается подобными вещами".
На вопрос, изменят ли положение его действия по раскрытию информации, Сноуден ответил: "Они уже изменили. Все и повсюду понимают, как плохо обстоят дела, и говорят об этом. У людей есть власть, чтобы решить самим, хотят ли они пожертвовать частной жизнью ради государства всеобщей слежки".
Сноуден заявил, что будет просить убежища в любой стране, которая поддерживает свободу слова. В настоящее время, по его словам, он находится в Гонконге, который является специальным административным районом Китая.
ВОЗМОЖНОСТЬ ВЫДАЧИ
Тем не менее в Гонконге Сноуден не будет в безопасности. Ряд экспертов, опрошенных Washington Post, отмечают, что Сноудену будет трудно избежать экстрадиции, коль скоро он публично признает факт нарушения американского законодательства.
"Я не буду комментировать, требовали ли мы экстрадицию и потребуем ли мы ее в будущем", - сказала журналистам в понедельник представитель госдепартамента США Джен Псаки. При этом она подтвердила возможность выдачи гражданина США Гонконгом, который является специальным административным округом в составе КНР и пользуется значительной автономией.
"У нас есть соглашение об экстрадиции с Гонконгом. Оно было подписано в 1996 году и вступило в силу в 1998 году", - сказала Псаки. По ее словам, соглашение используется "достаточно активно".
В свою очередь, конгрессмен-республиканец Питер Кинг потребовал от властей США как можно скорее добиться экстрадиции виновника утечки.
"Если Эдвард Сноуден действительно, как он утверждает, допустил утечку данных Агентства национальной безопасности, власти США должны преследовать его по всей строгости закона и начать процедуру экстрадиции как можно скорее", - сказал журналистам Кинг, возглавляющий подкомитет по контрразведке и борьбе с терроризмом.
Конгрессмен предостерег другие страны от предоставления Сноудену политического убежища.
"Это дело имеет чрезвычайные последствия для американской разведки", - заявил Кинг.
ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ
Значимость раскрытия информации, устроенного Сноуденом, пресса уже назвала беспрецедентным - у него есть все шансы затмить своего предшественника Брэдли Мэннинга, которому грозит пожизненное заключение в США за раскрытие дипломатической информации. Как ожидается, правозащитники возьмут информацию Сноудена на вооружение, чтобы судиться с правительством США с требованием раскрыть данные о слежке за гражданами. Ранее подобные дела проигрывались из-за того, что истцы не могли доказать наличие программ по отслеживанию коммуникации. Теперь эта информация доступна каждому.
Тем временем петиция с требованием простить Сноудена собрала на сайте Белого дома более 21 тысячи подписей менее чем за сутки. Для того, чтобы получить официальный ответ от администрации США, петиция должна собрать 100 тысяч подписей за 30 дней.
"Эдвард Сноуден - национальный герой, он должен быть немедленно полностью прощен за все преступления, которые он совершил или мог совершить в связи с тем, что поднял тревогу по поводу надзорных программ Агентства национальной безопасности", - говорится в документе.
Голосование началось в воскресенье, 9 июня, но в поддержку этого призыва (по данным на 22.30 мск) высказались уже 21 тысяча 552 человека.
Хотя члены конгресса в целом поддержали действия правительства по сбору информации, нашлись и те, кто выступил против них. Так, сенатор Рэнд Пол от Республиканской партии предложил десяти миллионам американцев подать иск в отношении правительства за нарушение частной жизни. "Я попрошу интернет-провайдеров и все телефонные компании обратиться к клиентам, чтобы присоединиться к иску", - сказал Пол.
В ВАШИНГТОНЕ ПЫТАЮТСЯ ОЦЕНИТЬ УЩЕРБ
Представитель АНБ заявил в понедельник, что агентство "оценивает ущерб" от публикации. "Любой человек, у которого есть допуск к секретной информации, знает, что он обязан защищать секретную информацию и соблюдать закон", - заявил представитель агентства Шон Тернер.
Ранее размер утечек вынудил директора национальной разведки Джеймса Клэппера признать программу наблюдения, рассекретить часть положений о ней и выступить на минувших выходных с подробными объяснениями. По его словам, программа не позволяет прослушивать звонки и не включает данные говорящих, а только собирает телефонные метаданные, такие как номера телефонов. Ограничение программы сократит возможность разведки перехватывать коммуникации террористов, отметил Клэппер. Суд одобрил метод сбора информации, который подвергается строгому контролю, уточнил он. "По решению суда правительству запрещено без разбора прочесывать телефонные метаданные, полученные благодаря программе", - добавил директор национальной разведки США. Кроме того, лишь очень небольшая часть записей просматривается и лишь ограниченное число персонала, занятого борьбой с терроризмом, имеет к ним доступ, заключил Клэппер.
Белый дом согласен с оценкой Клэппера по поводу того, что утечка информации о сборе данных спецслужбами угрожает нацбезопасности, заявил на брифинге в понедельник официальный представитель Белого дома Джей Карни.
"Мы согласны с этой позицией. Такие утечки наносят значительный ущерб", - сказал Карни.
По его словам, в целом позиция Белого дома уже озвучена президентом США Бараком Обамой.
"Идет расследование, я не буду пока комментировать личности и детали. Президент выступает за разумный баланс между интересами национальной безопасности и защитой частной жизни граждан. За программами спецслужб есть надзор и со стороны судов, и со стороны конгресса", - отметил Карни. Он также напомнил, что глава государства приветствует общественное обсуждение проблемы.